Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:36 

Социализм

Бегущая*по*граблям
Я росла в самой лучшей в мире стране. Неважно, что это не совсем соответствовало действительности. Я рада своим тогдашним заблуждениям. И такими ли заблуждениями были гордость за свою страну, ощущение защищенности? Мне трудно сравнивать, я не знаю, что в голове у нынешних детей, но мне не хочется оказаться на их месте.
Я родилась через год после смерти Сталина. Мне неизвестно о каких-либо репрессиях, коснувшихся нашей семьи, но симпатии Сталин ни у кого из её членов не вызывал.
Как-то , уже совсем взрослой довелось мне общаться с одним, слишком публичным, чтобы называть его имя, человеком, родители которого были соратниками Ленина, впоследствии репрессированными, вместе со всеми ближайшими родственниками. Он был отправлен в детский дом и перенес много трагичных последствий своего положения. " Вы не поверите, - сказал этот человек, - я очень любил Сталина в детстве!"
- Как же так?!
- Да, не знаю, с утра до ночи по радио " Сталин, Сталин..."
И - с точностью до наоборот. Моя мама, тихая старательная ученица из украинского села на мой вопрос, как она относилась к Сталину, ответила: " Знаешь, я его ненавидела. Понимала, что так нельзя, и ни в коем случае никому говорить не надо, но ненавидела!"
- Почему, за что?
- Да, не знаю, с утра до ночи по радио " Сталин, Сталин..."
Именно так, слово в слово.
В 1956 году прошел исторический XX съезд КПСС, на котором Н. С. Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях». Но я ещё помню, как территория Артека была просто утыкана скульптурными изображениями "вождя мирового пролетариата". Я успела дорасти лет до 8, когда, как мне показалось, за одну ночь все эти памятники исчезли. Просто были сняты с постаментов и увезены. Родители прояснили моё недоумение, сообщив, что Сталин оказался плохим человеком. Было как-то удивительно, но фотографироваться с собаками на опустевших постаментах и принимать на них всякие позы куда интереснее, чем разбираться в тонкостях политики. А постаменты долго стояли пустыми. Только на самый крупный, не мудрствуя лукаво, плюхнули большущий бетонный шар.
Родители не вмешивались в становление моего политического мировоззрения, а поскольку я перечитала все детские книги в небольшой библиотеке по соседству, то воспиталась вполне в духе юного ленинца. Точнее, воспиталась было... И первым источником моего недоверия к тому, что пишут, стали журнал "Мурзилка" и кукла Барби.
Тщась продемонстрировать своё рвение в деле воспитания подрастающего поколения, редакция журнала на одной из первых страниц поместила рассказ о том, к какому коварству прибегают проклятые империалисты, выманивая у трудового народа заработанные кровавым потом копейки. Пардон - центы. В вольном изложении заметка вещала: " И придумали они куклу Барби. У Барби есть платья, пальто, шубы, мебель, машина,и даже друг. И все это продается по отдельности. И вот приходит изможденный непосильным трудом рабочий человек домой. Приносит жалкие центы, которых еле хватает на прокорм семьи. А дочка плачет и говорит: " Папа-папа, а у Барби соседской девочки есть и шубка, и кроватка, а у моей нет. И вот самоотверженные родители несут свои центы в магазин, кровопийце буржую, и покупают на них шубки и кроватки для дочкиной Барби".
Теперь поясню, как обстояло дело с куклами в те годы. У всех девочек нашего дома были большие целлулоидные пупсы, изображающие бесполых младенцев. К нашему огромному огорчению, авторы этой игрушки сочли нужным украсить голову младенца шапочкой, которая тоже была целлулоидной и являлась неотделимой частью младенца. Эта чертова шапочка очень мешала кутать и одевать пупса по своему разумению. Ещё в магазинах продавались маленькие фигурки представителей народов СССР в национальных костюмах. Тоже литые, с недвижными членами. Мы их называли, бог знает почему, "маленькими челДобречками", умудрялись как-то одевать и селили в разваливающейся опорной стене. У меня, правда, были две немецкие куклы, говорившие " Ма-ма!" и моргавшие, если их покачать. Но волосы у них при попытке расчесать выдирались, а когда я решила их раздеть, обнаружила, что одежда приклеена к куклам. Наверное, в продаже были и другие, не знаю, у детей нашего дома я ничего другого не помню. А тут - кукла отдельно, платья, уже готовые к ней можно по-одному покупать! А история с последними копейками не убедила. Наша семья была очень неплохо обеспечена материально, но мама оставалась по-деревенски бережливой и нередко на мои просьбы купить ту или иную игрушку отвечала: " У нас нет денег". Так почему нищий американский рабочий не мог дать такую же отповедь своей зажравшейся дочке?
В ЖУРНАЛЕ НАПИСАНА КАКАЯ-ТО ФИГНЯ!!! Я сама пришла к этому выводу и была им шокирована и даже напугана.
А потом пришло время вступления в пионеры. Эту церемонию традиционно проводили в День пионерии, 19 мая. Но уже с начала учебного года нас при малейшей провинности пугали тем, что не примут. Потом появилась настенная доска с заголовком " Они достойны быть пионерами". Меня в первоначальном списке не было.
Я пошла в школу переподготовленной. Причем, родители утверждали, что читать я научилась самостоятельно, спрашивая, как называется та или иная буква. Я читала запоем, все что попадало под руку. В результате на уроках мне было невероятно скучно и я предавалась разврату болтовни. Потому и была отнесена к неблагонадежным.
Напуганная мрачной перспективой остаться неопионеренной, я отказала себе в радости общения на уроках и однажды, торжествуя, обнаружила себя в списке "достойных".
Наступил долгожданный день. Мы жили километрах в 3-4х от школы, но я не поехала на автобусе, а шла пешком, гордо неся на согнутой под прямым углом руке отутюженный пионерский галстук. Чтоб не помялся.
Вот уже нас строят, чтобы вести на торжественную линейку, и тут кто-то ябедничает учительнице, что не очень благополучный ребенок - Вова Мухин, декламировал издевательский стишок про пионерию. Что-то со строчками " ...бить собак, стрелять котов, будь готов! Всегда готов!"
Разумеется, я ждала, что локального Вовочку немедля отлучат от церемонии. Но учительница, которой по разнарядке, полагалось подготовить ВЕСЬ класс к вступлению в пионеры, наскоро замяла конфликт. "Ну, он понял, что так нельзя, он больше не будет"... И опять я почувствовала себя одурачиваемой.
Окончательно перестала я верить в пионерию довольно быстро. В рамках какой-то компании, профориентации, что ли, не понимаю до сих пор, раздали нам индивидуальные пионерские задания: посетить предприятие, учреждение, кому что достанется, узнать о том, как идет некий процесс и, красиво оформив, изложить полученные данные. Моим заданием было пойти на почту и узнать, как работает телеграф.
Девочкой я была застенчивой. Приставать с вопросами к незнакомой занятой тете робела страшно. Но решилась.
Маленькое отступление. В годы моего детства к чужим детям относились как-то роднее. Мы вечно крутились вокруг женщин, выходивших вечером поболтать на лавочках - не то, что компьютеров, телевизоров на ЮБК ещё не было - горы мешали приему сигнала. Мы встревали в разговоры, что-то спрашивали, с визгом носились кругами. Никто не прогонял. Нашалившему на улице ребенку чужой взрослый человек мог надрать уши. Ну, если поймает. Но и за помощью можно было обратиться к первому попавшемуся взрослому. Про маньяков никто слыхом не слыхивал. А когда был замечен тихий эксгибиционист, из-за дерева показавший пиписку кому-то из девочек, родители оперативно сбились в свирепую стаю, отловили его и сдали в милицию. А шума и разговоров вокруг этой истории хватило на годы.
Вот и телеграфистка не послала меня подальше, а наоборот, провела в служебное помещение, показала лезущую из аппарата ленту, дала её отрезать и наклеить на бланк. Не её вина, что я пришла к выводу, будто телеграммы печатают на аппарате, клеят на бланки и отправляют в другие города. Как письма.
Эти сведения я старательно изложила на альбомных листах, украсила картинками и ленточкой, и притараканила в школу. Но когда мне вздумалось поделиться приобретенным знанием с родителями, они огорошили меня сообщением, что я неправильно поняла принцип работы телеграфа. Причем, в приступе воспитания во мне самостоятельности, отказались сообщить правильные данные, порекомендовав ещё раз поговорить с телеграфисткой и сделать работу заново. На подвиг повторного приставания к занятой незнакомой работнице мужества у меня уже не хватило. Но переживала я ужасно. В школу на следующий день плелась с хвостом между ног, ожидая публичного обличения и позора. А меня похвалили. И в пример поставили. Стало понятно, не читали мой опус. Чистенько чего-то расписано, аккуратненько оформлено - и ладно. Тогда зачем я мучилась, веря, что выполняю важное пионерское задание?! С детства и до сих пор ненавижу бессмысленную деятельность.
Вот так, по капле из меня выжимали "светлую веру". Широко праздновавшееся в 1970 году 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, отмечено у меня, девятиклассницы, в личном дневнике следующей записью:
"Каплет какая-то слизь с небосвода
Вот и все радости Нового года.
Пьяниц всё больше плодится порода
Вот и все радости Нового года.
Как в феврале 43 года, нету ни мяса, ни масла, ни мёда,
Ленина имя в сердцах у народа
Вот и все радости Нового года."
Так что, к моменту окончания школы я превратилась в готового... Отец как-то сказал : " Когда строй разлагается, появляются черви. Вы - поколение червей". Таки, да!

URL
Комментарии
2014-02-10 в 20:19 

Оригинал дубликата
"Иван, запахни душу!.."
Вы очень живо, колоритно, а главное - реалистично описали ЭТО время. Многие вещи я помню, иные, типа маленькие фигурки представителей народов СССР в национальных костюмах. (у меня был большой набор - включая нанайку :))), вспомнила, благодаря Вашей записи. Вы - крымчанка? Я живу в Ялте, потому и спрашиваю. Успехов Вам и Вашему дневнику.

   

Пока память щедра

главная